Назначение средств: приобретение комплекса «Томатис» в Детский оздоровительный центр развития и коррекции «Сделай Шаг». Сумма — 1 155 000 рублей.
МЕТОД ТОМАТИСА: СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ.
В нашем внутреннем ухе существует две косточки: стремечко и наковальня, и одноименные мышцы. Гибкость этих мышц зависит от умения слушать. Например, одни дети во время урока могут сосредоточиться на том, что говорит педагог, и не обращать внимание на шум, доносящийся из коридора. А другие ребята испытывают проблемы обучения из-за того, что не воспринимают речевые частоты (от 1000 до 3000 герц).
Дети с аутизмом, алалией, СДВГ и другими подобными нарушениями обладают сверхчувствительным слухом, но не умеют использовать то, что слышат. При этом их раздражает даже малейший шум, а сами при этом могут очень громко кричать. После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, у него нет потребности громко кричать.
В целом слуховое внимание тренирует функцию мышления и других высших психических функций. Особенно важна способность «выслушивать» высокие частоты. Можно хорошо слышать, но не уметь использовать, что слышим.
Суть метода
Метод Томатис показан при различных речевых и поведенческих проблемах у детей.
В середине XX века французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал открытие, которое в науке известно как эффект Томатиса: ГОЛОС СОДЕРЖИТ ТО, ЧТО УХО МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ. ОНО ПОДСТРАИВАЕТСЯ ПОД СЛЫШИМОЕ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО В ГОЛОСЕ, ПОЯВЛЯЕТСЯ.
И вот уже на протяжении нескольких десятилетий этот метод помогает устранить нарушения памяти внимания, речи и поведения, проблемы обучения и другие расстройства.
Данный метод обучает мозг анализировать голосовую информацию с помощью ушей. Его цель – сделать уши главным входом для звуков, а костно-проводящий – второстепенным. Только так звуки могут обрабатываться правильно. От активного слушания (не просто слышу, а слушаю, воспринимаю и анализирую) человек переходит к правильной (контролируемой) речи, а уже затем – к психологическому комфорту, гармонии с собой и окружающим миром.
Метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха.
Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). От напряжения этих мышц в финале будет зависеть работа мозга.
Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через наушники ребёнок прослушивает определенные диски с записью классической музыки (например, Моцарта), григорианского пения. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными.
Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Происходит зарядка мышц уха и коры головного мозга.
Ещё находясь в утробе матери, ребёнок слышит только высокие частоты (через околоплодную жидкость и через костный путь). А когда он рождается, его ухо заново учится слушать, причём начиная уже с низких частот, и с каждым годом жизни диапазон увеличивается.
Для детей с эмоциональными и двигательными расстройствами умение слышать высокие частоты является проблемой, поскольку у них отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле, то есть плохой вестибулярный аппарат. Но благодаря систематическим тренировкам они приучаются слушать и воспринимать те звуки, которые не усваивали прежде.
Уже после нескольких этапов терапии по методу Томатиса дети с алалией и аутизмом, СДВГ и другими нарушениями выравнивают своё слуховое восприятие.
В Европе и Канаде метод Томатиса прошел множество испытаний. Исследования особенно указывают на эффективность при устранении трудностей обучения и решении поведенческих проблем.
Во время терапии можно рисовать и заниматься другой изобразительной деятельностью, играть в настольные игры и организовывать подобные занятия. Нежелательно: читать, писать и есть, запрещается использовать электронные устройства (телефоны, магнитофоны, компьютеры, PSP и т.п.). Рекомендуется после процедуры гулять в течение 1-2 часов.